Суббота, 18.05.2024, 18:26
МБОУ ДО "Поныровский Дом пионеров и школьников"...
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Наш опрос
Удовлетворены ли Вы качеством дополнительного образования в нашем учреждении?
Всего ответов: 22
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

Судьба солдата
[ Скачать с сервера (3.53 Mb) ] 06.07.2021, 17:36

Областной конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся  «Отечество» Номинация: «Поиск»

Тема работы

«Судьба солдата»

 

Сколько боли и ран оставляла война,
На земле нашей с вами Российской.
Тех погибших солдат мы прочтем имена
На гранитной плите обелиска.

Ю. Шмидт

1. Введение.

1.1. Проблема исследования.

Тема «Поиск» никогда не потеряет своей значимости. Великая Отечественная война ворвалась в мирные жизни людей, отняла отцов и братьев, сыновей и дочерей. Практически в каждой семье есть о ком вспомнить. Среди ушедших на фронт не все живыми и здоровыми вернулись домой.  О некоторых было неизвестно ничего до настоящего времени.  Память о погибших хранилась в сердцах их родных и близких, но не все могли поклониться на их могилах. Каждый хотел, чтобы в его городе, селе, деревне было место, куда он мог бы принести цветы, отогреться душой и сердцем. Чтобы увековечить эту память, по всей стране стали возводиться памятники погибшим солдатам. Они являются основной формой материального воплощения памяти о Великой Отечественной войне.    
     Памятники истории… Они немые свидетели и символы её славных страниц. После освобождения городов и населенных пунктов области постоянно благоустраивались воинские кладбища, индивидуальные захоронения. Только на территории нашего села находятся две братские могилы, памятник погибшим односельчанам и памятный знак. С раннего детства с родителями, а затем в школьные годы в ходе шефской работы по благоустройству этих памятных мест, участвуя в торжественных мероприятиях, посвященных героическим датам Великой Отечественной войны, на задней стене памятника, находящегося на территории братского захоронения, я заметила отдельную табличку с именем погибшего солдата в ходе летних боев 1943 г.  Фамилия и имя указывали на то, что он не был нашим односельчанином. С данным вопросом я обратилась к родителям и учителям. Я очень удивилась узнав, что это брат Народного артиста Российской Федерации – Авангарда Николаевича Леонтьева, а сам памятник был реконструирован по проекту отца – Николая Ивановича Леонтьева. Моя старшая сестра общалась с Авангардом Николаевичем, когда он в 2013 году встречался с учащимися и даже выступал на школьной сцене. А в доме, который купили мои родители, жила бывшая учительница школы – Жукова

-3-

Елена Павловна, которая вела переписку с Авангардом Николаевичем, и он был ее гостем. Все эти обстоятельства побудили меня заняться поиском информации о погибшем солдате на территории моего села.                             Я хочу, чтобы моя работа пополнила фонд школьного краеведческого уголка и стала еще одним источником для использования ее содержания в ходе патриотического воспитания школьников.  Ничего не должно исчезнуть бесследно, должна остаться память в наших сердцах о людях, совершивших великий подвиг.

1.2. Актуальность темы.

Наверное, не существует ни одного гражданина в нашей стране, который не знал бы о Великой Отечественной войне. Она страшным ураганом ворвалась в жизни людей, сломала тысячи судеб, искалечила и убила огромное количество мирных жителей. Война вошла в каждый дом, в каждую семью и не пощадила никого. Из десятков миллионов участников этой войны живыми вернулись меньше половины. 1417 дней длилась беспримерная вооруженная борьба советского народа за честь, свободу и независимость нашей великой Родины. Очень важно сохранить и восстановить память о событиях, людях, которые канули в вечность. На моей малой родине произошло величайшее событие – Коренной перелом в ходе не только Великой Отечественной, но всей Второй мировой войны.   Подвиг защитников страны на Курской дуге принадлежит не только прошлому, но и настоящему. Здесь полегли солдаты разных национальностей, из разных уголков нашей огромной страны. Их подвиг должен остаться в памяти потомков, должен помогать возрождению моей Родины, способствовать воспитанию патриотов, любящих свой родной край.  Знания о подвиге на Курской дуге, память о нем – достойные ориентиры и нравственная опора грядущим поколениям, на основе которых они будут строить новую жизнь, укреплять уверенность в будущем. Именно благодаря любви к Родине, нашему народу удавалось выходить из самых сложных ситуаций в тяжелые периоды истории. Поэтому нам необходимо возрождение высоких гражданских чувств. И начинать эту работу лучше всего с родного порога. С малой Родины.

     Вышеперечисленные обстоятельства обуславливают значимость и необходимость сохранения памяти о событиях и погибших в годы Великой Отечественной войны

Представить полную картину содержания моей исследовательской работы мне помогли данные интернета, информация из статей периодической

-4-

печати, воспоминания односельчан и воспоминания  Авангарда Николаевича Леонтьева. Я посмотрела фильм «Авангард, брат Авангарда». К сожалению, ничего не нашла на сайте «Подвиг народа», но на сайте Центрального архива Министерства Обороны РФ, где размещается электронная, наиболее полная в нашей стране база данных погибших в ВОВ, информация содержится.  Работа по данному направлению исследовательской деятельности у меня заняла 5 месяцев (октябрь – февраль), но теперь я уверена, что школьный уголок Боевой Славы пополнится новым материалом, который можно будет использовать в работе по патриотическому воспитанию.

1.3. Объект и предмет исследования.

Объект исследования: различные источники информации, которые содержат сведения о летних боях 1943 г. на территории нашего села и о захороненном солдате в братской могиле: книги, материалы из школьного уголка Боевой Славы, статьи периодических изданий,  школьная книга «Радуница», содержащая воспоминания односельчан, воспоминания брата –Леонтьева А.Н., письма, фотографии, данные интернета, содержание фильма «Авангард, брат Авангарда», материалы  сайта Министерства Обороны России.

Предмет исследования: поиск информации о судьбе воина, погибшего на войне по табличке на памятнике в нашем селе и исследование возможности расширенного поиска информации о судьбе родственников солдата.

Изучение истории Великой Отечественной войны через судьбы воинов. Сбор документальных доказательств и фотоматериалов.

1.4. Цель и задачи исследования.

Цель: изучение жизненного пути погибшего солдата в период летних боев 1943 г. на территории нашего села.

Задачи:

- собрать и систематизировать информацию о жизни и боевом пути солдата;

- обогатить свои знания (и передать их другим) фактами исторических событий данного периода;

- выяснить истоки героизма и стойкости военного поколения;

- узнать о судьбах родственников погибшего солдата;

- осознать свою жизненную позицию.

1.5. Этапы исследования.

1. Изучение литературы о событиях военных лет;

2. Сбор материалов по данной теме;

3. Систематизация и анализ собранного материала.

 

-5-

1.6. Методы исследования.

  1. Поиск и изучение источников информации по теме исследования;
  2. Анализ и синтез информации по теме исследования;
  3. Интервьюирование односельчан с целью изучения истории села, памятных мест села;
  4. Технический (фотосъёмка, работа с компьютером);
  5. Оформление результатов исследовательской работы, пополнение картотеки уголка Боевой Славы собранным материалом, донесение содержания работы до всех учащихся школы.

-6-

2. Авангард старший.

2.1. Семья Авангарда.

Авангард Николаевич Леонтьев родился 11 июля 1924 года. В то время были популярны имена - Вилен, Ким, Марлен, Рэм. Авангард – значит передовой. Родители Авангарда Леонтьева творческие люди. Отец, Николай Иванович Леонтьев, был актером, мама, Александра Александровна Леонтьева, была танцовщицей. Оба служили в театре города Орёл, затем переехали в Москву. Авангард не очень любил учиться, так как она ему давалась трудно. «Брата больше интересовала живая природа. В доме был живой уголок, в котором жил даже уж».1 Авангарду было 17 лет, когда началась война. Семью Леонтьевых эвакуировали в Саратов. В эвакуации им приходилось жить в подвале, который было сложно натопить суровыми зимами.  Николая Ивановича призвали на фронт перед эвакуацией. Авангард учился в Саратовском военном техникуме и старался как можно чаще приходить к маме, чтобы наготовить дрова. «Он был очень заботливым сыном и старался, чтобы в подвале было тепло».2 Александра Александровна была молодой и красивой женщиной, отношения с сыном у нее были дружеские.  В 18 лет Авангард был призван на фронт. Из его призыва 1942 года в живых осталось очень мало. Из письма от 30 августа 1942 г. «Мамусик, здравствуй! Комиссию я прошел. Врачу очень понравился. Он сказал: «Какой хороший мальчик!» Сейчас будем проходить мандатную комиссию».3Он часто обращался к маме, называя ее «Мамусик», «Мамулька» и ставил три восклицательных знака. Авангард всегда хотел знать, как жили дома.  «Если бы ты знала, как радостно в армии получать письма. Среди кипы писем, ищешь свой заветный треугольник».4 После окончания техникума Авангарда направили в стрелковую роту третьего Ленинградского пехотного училища. Авангард Николаевич старший рассказывал, что брат очень любил сухари и часто просил, чтобы мама привезла их и еще  маленькую баночку масла.  Письма были похожи друг на друга, иногда просто несколько строк «Мамочка, пиши мне чаще». В свободное время часто рисовал кремлевские звезды и писал «Смерть фашистам!». Очень мало у кого сохранились такие записи военных лет.

2.2. Боевой путь солдата.

  1. Воспоминания А. Н. Леонтьева
  2. Воспоминания А.Н.Леонтьева в фильме «Авангард, брат Авангарда»
  3. Из письма  А.Н. Леонтьева домой
  4. Из письма А.Н.Леонтьева домой

-7-

В феврале 1943 года в Воткинске Авангард сдал выпускной экзамен. Он просил Александру Александровну, чтобы она приехала повидаться с ним перед отправкой на фронт и привезла теплые вещи.  Авангард получил звание младшего лейтенанта.  22 апреля 1943 г. из г. Грязи он писал «Я нахожусь в пути вот уже 10 дней. За меня не волнуйся, я заверяю тебя, как командир нашей Красной Армии, что фашисты жестоко поплатятся за все беды, причиненные нам».5Следующее письмо было из города Ливны 14 мая 1943 год. Авангард сообщал, что они никак не могут найти свою часть. Во время боевых действий очень часто эшелоны с солдатами не могли добраться до места назначения. И только 20 мая 1943 года Авангард приехал в свою часть на ст. Свобода Курской области.  В это время на территории Курской области шли ожесточенные бои, ознаменовавшие собой Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. «Сильные бои за наше село шли в июле. Русские войска находились в Локтионовской роще. Поля были усеяны ранеными. Местами лужи крови стояли по щиколотки ног».6 Жуков Семен Васильевич вспоминал:«В 1943 году мне было 16 лет. Я хорошо помню летние бои. Они начались самолетными бомбежками и схватками между нашими и немецкими летчиками. Все село было в огне и дыму от разрывов снарядов».7 Уцелели в этом аду немногие. Погиб и Авангард. Погиб 15 июля 1943 года в 11 часов утра, так было написано в похоронке № 220. Приставлен к ордену «Красная Звезда», но получить не успел, сообщал командир в письме к маме. «Сын Ваш Авангард Леонтьев погиб во время боевых действий и погиб героически».8Младший лейтенант совсем немного не дожил до своего девятнадцатилетия. Николай Иванович до августа не знал, что сына больше нет в живых и писал ему письма. Во время летних боев в Подрощинской школе расположился госпиталь, а на улице Подроща – санбат. Горбачева Анастасия Логвеновна вспоминала: «Раненых было очень много, они шли большими потоками, поэтому запомнить всех было просто невозможно. Погибших в боях воинов, умерших от ран хоронили в братских могилах около госпиталя. После войны на месте братского захоронения создали памятник».9В 1951 году территория памятника была огорожена и на постаменте высотой 2. 5 метра установлена скульптура солдата, держащего в

  1. Из письма А.Н.Леонтьева домой
  2. Из воспоминаний П.П. Самохваловой
  3. Из воспоминаний С.В. Жукова
  4. Из письма командира Александре Александровне
  5. Из воспоминаний А.Л. Горбачевой

-8-

одной руке знамя, а в другой – автомат. Солдат склонил голову в знак великой скорби по погибшим товарищам. Захоронение состоит из трех братских могил. В одну из могил, по данным Министерства Обороны РФ, с ул. Городище был перезахоронен младший лейтенант Леонтьев Авангард Николаевич. Николай Иванович разыскивал могилу Авангарда 20 лет, писал в Министерство Обороны. И только через 20 лет пришел ответ, что сын похоронен на ул. Подроща с. 2-е Поныри. С этого времени Николай Иванович   постоянно посещал могилу сына, а затем стал брать с собой Александру Александровну. Он принял участие в расширении братского захоронения, а на обратной стороне памятника прикрепил металлическую памятную доску с инициалами сына и датами его жизни.

2.3. Авангард младший.

Александра Александровна очень переживала смерть сына и захотела восполнить утрату. 27 февраля   1947 года  в семье Леонтьевых родился еще один сын, которого в память о погибшем старшем брате тоже назвали Авангардом. В семье еще рос сын Валерий. Авангард младший уже в шесть лет точно знал, что будет актером. В школьные годы он проявил свой талант на занятиях драмкружка столичного Дома пионеров. В старших классах Авангард ставил сам спектакли. Затем серьезно занимался на театральных курсах Анны Бовшек – ученицы знаменитого Станиславского.

Актерское образование получил у Павла Массальского на курсах Школы-студии МХАТ. Лучшими ролями Авангарда Николаевича Леонтьеваявляются роли в спектаклях:«Вишневый сад», «На дне», «Карамазовы и ад» и других. Они были сыграны в московском театре «Современник», в котором артист прослужил с 1968 года более тридцати лет. Есть и незабываемые роли в кино. В разное время его выступления можно было слышать по радио. Он сотрудничал с Московским художественным театром им. А.П. Чехова. В 2004 году был принят в труппу МХТ. Еще Авангард Николаевич является талантливым режиссером и педагогом. Он руководил драм студией Дворца пионеров школьников Бауманского района Москвы, преподавал в ГИТИСе и на курсах Олега Табакова. До настоящего времени Авангард Николаевич обучает будущих артистов.

«Я был молодой дурак и ни разу не попросился с отцом съездить на могилу брата, а когда родителей не стало, я не знал куда ехать»,10 - вспоминает Авангард Николаевич. И все-таки, Авангард младший решился. По подсказкам местных жителей нашел могилу брата. Она было в хорошем

  1. Из воспоминаний А.Н. Леонтьева

-9-

состоянии. «Никакого пренебрежения со стороны местных ребятишек я не увидел. Я стал туда ездить каждый год.  Кладбище постоянно в ухоженном состоянии. За ним следят ребятишки местной школы, во главе которой стоит Калужских Иван Иванович, местные жители. Это настоящий сердечный призыв, чтобы приходить сюда и убирать прошлогоднюю листву, мусор. Спасибо вам, и дети, и взрослые!»11 - сказал Авангард Леонтьев в ходе встречи с учащимися и коллективом школы в 2013 году.

 

-10-

Заключение.

В ходе  работы над проектом я полностью выполнила поставленные перед собой цель и задачи. Мои знания обогатились ценным материалом о судьбах погибших солдат, о судьбах их родственников. Я узнала много интересных фактов о летних боях на территории нашего села, выяснила историю создания памятника и братского захоронения, реставрированных в очередной раз в течение  2020-2021 года. А это означает, что память жива.

История малой родины  неотделима от истории великой России.  Когда человек знает больше о прошлом своего края, своей Родины, несомненно, иначе воспринимает историю, гордится героизмом и мужеством солдат.  Эта работа помогла мне осознать причастность к делам наших предков, изучить свои корни, ощутить неразрывную связь с предшествующими поколениями.

 

 

Источники и литература.

Периодические издания.

  1. Завалко З.  Давным – давно была война//Газета Знамя Победы от 22 июня 2001 г.
  2. Овсянников А.Д.  На Орловско – Курском направлении// Газета Знамя Победы от 02 июля 2003 г.
  3.  Болотов И., Шитиков В.Здесь раньше вставала земля на дыбы// Газета Знамя Победы от 22 июля 2003 г.

Литература.

  1. Васильев В.В. Венок славы. Курская дуга. М.:- Современник, 1988 г., т.5, - 591 с.

Документы.

  1. Фотографии из семейного архива  А.Н.Леонтьева
  2. Письма А.Н.Леонтьева
  3. Письма на фронт А.Н. Леонтьеву от отца – Н.И. Леонтьева
  4. Документальный фильм «Авангард, брат Авангарда»//09.05.2020 г.; канал Россия Культура

Воспоминания.

  1. Воспоминания А.Н.Леонтьева
  2. Школьная книга воспоминаний односельчан «Радуница»

Интернет  - ресурсы.

  1. Авангард Леонтьев - биография - российские актёры - Кино-Театр.РУ//

kino-teatr.ru/kino/acter/ros/...

  1. Авангард Леонтьев – биография актера и личная жизнь//

kreditnyi-zaym.ru/avangard-..

  1. База данных погибших Центрального архива Министерства Обороны РФ//  www.obd-memorial.ru

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Admin
Просмотров: 164 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа
Объясняем.рф
Друзья сайта
  • Комитет образования и науки Курской области
  • Информационно-аналитический центр Курской области
  • Минобрнауки
  • Российское образование
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Решаем вместе
    Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
    ponyridod.ucoz.ru © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz